445 Кб, 800x1142
Обновить тредДля того, чтобы уничтожить или хотя бы остановить танк, мало пробить броню. Как таковое отверстие в броне не смертельно. Сквозняк, пыль с улицы… Еще вопрос, что опаснее для здоровья экипажа, пыльный воздух снаружи, или пропитанная пороховыми газами, выдыхаемой углекислотой и парами ГСМ атмосфера внутри машины. Нужно еще поразить экипаж, повредить оборудование, заставить сдетонировать боеприпасы, воспламениться топливо. Для описания того, что происходит внутри машины после прохождения снарядом брони, существует понятие «заброневое действие».
Нечто похожее происходило в конце 1980-х – начале 1990-х на идеологическом фронте борьбы против СССР. Усилиями политиков «железный занавес» приоткрыт. Что дальше? А дальше нужно что-то делать внутри Союза.
Как раз в это время на нашем телевидении появились американские мультфильмы. Остановимся подробнее на мультсериале «Утиные истории». Он шел по воскресеньям вечером. Я отлично помню, как стремился попасть домой к 18-10, чтобы посмотреть очередную серию.
Главными героями являются сверхбогатый селезень Скрудж МакДак и трое его внучатых племянников. Так или иначе, все сюжеты крутятся вокруг денег. Деньги либо добываются, либо спасаются. Сам Дядя Скрудж думает только о деньгах. При этом у него плоховато с образованием, поскольку он рано бросил школу, чтобы начать зарабатывать. С современной точки зрения вроде бы ничего особенного. Но нужно вспомнить, что советская школа учила, что «хорошим» бывает только народное богатство. А личное – плохое. Богатый человек – это буржуй, кулак, мироед, эксплуататор. А тут мы имеем дело с вполне себе симпатичным Дядей Скруджем. В общем, филантроп. Да, скуп, даже скряга. Да, все мысли о деньгах, но потому и богат.
Нам внушали, что нужно учиться, а тут заработана куча денег с неоконченной школой. Мир, в котором живут герои, списан с американского общества. Значит, в нем нет ничего страшного. Получается, нам ненавязчиво, без грубой антисоветчины предложили альтернативу нашему образу жизни. И альтернативу более интересную. Поставили под сомнение всё, чему учили в школе, техникуме, ВУЗе, на политзанятиях в армии. Понятно, что кухонных разговоров хватало. Понятно, что преподавателей гуманитарных кафедр и политинформаторов слушали вполуха. Кое-кто даже с ними дискутировал. Но это всё попахивало диссидентством и не все рисковали. А мультфильмы показывали официально на Первом общесоюзном канале. Добавьте сюда, что те мультики были динамичнее и ярче советских.
Помимо всего прочего, в сериале периодически возникала тема превосходства американской смекалки, предприимчивости и т.п. Например, в серии, где утята приспосабливают бумеранг к резиновому амортизатору типа рогатки и резко увеличивают дальность действия. «Австралийское изобретение плюс американская смекалка»
Справедливости ради отметим, что мультфильм учил еще и некоторым навыкам, весьма полезным в нашей современной России. Например, предприимчивости. Я запомнил эпизод, где Скрудж МакДак купил за дешево кучу старых покрышек и заработал, наделав из оборудования для детских площадок. А еще он с племянниками попытался вернуть к жизни старый дирижабль. Однако из-за происков конкурентов, тот потерпел катастрофу в первом же рейсе. Тем не менее, герои умудрились снять отличный фильм-катастрофу и заработать уже как деятели шоу-бизнеса.
Совместно с «Утиными историями» шел сериал «Чип и Дейл спешат на помощь». Тоже довольно безобидный сериал, но тот мир также был списан с американского общества и также ненавязчиво внушал нам мысль, что в нем нет ничего страшного. Что американские ценности, по крайней мере, заслуживают того, чтобы к ним присмотреться. Примерно в том же духе были сериалы «Черный плащ», «Чудеса на виражах».
Действие мультфильмов усугубляется их кажущейся несерьезностью и безобидностью. Дети готовы смотреть эти сериалы часами. А взрослым зачастую того и надо, чтобы ребенок сидел на месте и не беспокоил. А ребенок не просто смотрит, но как губка впитывает всё, что видит на экране.
Появившись в СССР, мультсериалы не сломали, конечно, наше мировоззрение, но подкорректировали его довольно существенно. А если учесть, что они работали параллельно, точнее в одном строю с игровым кино, телемостами и т.п., то общее заброневое культурное воздействие оказалось фатальным.
Нечто похожее происходило в конце 1980-х – начале 1990-х на идеологическом фронте борьбы против СССР. Усилиями политиков «железный занавес» приоткрыт. Что дальше? А дальше нужно что-то делать внутри Союза.
Как раз в это время на нашем телевидении появились американские мультфильмы. Остановимся подробнее на мультсериале «Утиные истории». Он шел по воскресеньям вечером. Я отлично помню, как стремился попасть домой к 18-10, чтобы посмотреть очередную серию.
Главными героями являются сверхбогатый селезень Скрудж МакДак и трое его внучатых племянников. Так или иначе, все сюжеты крутятся вокруг денег. Деньги либо добываются, либо спасаются. Сам Дядя Скрудж думает только о деньгах. При этом у него плоховато с образованием, поскольку он рано бросил школу, чтобы начать зарабатывать. С современной точки зрения вроде бы ничего особенного. Но нужно вспомнить, что советская школа учила, что «хорошим» бывает только народное богатство. А личное – плохое. Богатый человек – это буржуй, кулак, мироед, эксплуататор. А тут мы имеем дело с вполне себе симпатичным Дядей Скруджем. В общем, филантроп. Да, скуп, даже скряга. Да, все мысли о деньгах, но потому и богат.
Нам внушали, что нужно учиться, а тут заработана куча денег с неоконченной школой. Мир, в котором живут герои, списан с американского общества. Значит, в нем нет ничего страшного. Получается, нам ненавязчиво, без грубой антисоветчины предложили альтернативу нашему образу жизни. И альтернативу более интересную. Поставили под сомнение всё, чему учили в школе, техникуме, ВУЗе, на политзанятиях в армии. Понятно, что кухонных разговоров хватало. Понятно, что преподавателей гуманитарных кафедр и политинформаторов слушали вполуха. Кое-кто даже с ними дискутировал. Но это всё попахивало диссидентством и не все рисковали. А мультфильмы показывали официально на Первом общесоюзном канале. Добавьте сюда, что те мультики были динамичнее и ярче советских.
Помимо всего прочего, в сериале периодически возникала тема превосходства американской смекалки, предприимчивости и т.п. Например, в серии, где утята приспосабливают бумеранг к резиновому амортизатору типа рогатки и резко увеличивают дальность действия. «Австралийское изобретение плюс американская смекалка»
Справедливости ради отметим, что мультфильм учил еще и некоторым навыкам, весьма полезным в нашей современной России. Например, предприимчивости. Я запомнил эпизод, где Скрудж МакДак купил за дешево кучу старых покрышек и заработал, наделав из оборудования для детских площадок. А еще он с племянниками попытался вернуть к жизни старый дирижабль. Однако из-за происков конкурентов, тот потерпел катастрофу в первом же рейсе. Тем не менее, герои умудрились снять отличный фильм-катастрофу и заработать уже как деятели шоу-бизнеса.
Совместно с «Утиными историями» шел сериал «Чип и Дейл спешат на помощь». Тоже довольно безобидный сериал, но тот мир также был списан с американского общества и также ненавязчиво внушал нам мысль, что в нем нет ничего страшного. Что американские ценности, по крайней мере, заслуживают того, чтобы к ним присмотреться. Примерно в том же духе были сериалы «Черный плащ», «Чудеса на виражах».
Действие мультфильмов усугубляется их кажущейся несерьезностью и безобидностью. Дети готовы смотреть эти сериалы часами. А взрослым зачастую того и надо, чтобы ребенок сидел на месте и не беспокоил. А ребенок не просто смотрит, но как губка впитывает всё, что видит на экране.
Появившись в СССР, мультсериалы не сломали, конечно, наше мировоззрение, но подкорректировали его довольно существенно. А если учесть, что они работали параллельно, точнее в одном строю с игровым кино, телемостами и т.п., то общее заброневое культурное воздействие оказалось фатальным.