Вы видите копию треда, сохраненную 19 сентября 2018 года.
Скачать тред: только с превью, с превью и прикрепленными файлами.
Второй вариант может долго скачиваться. Файлы будут только в живых или недавно утонувших тредах. Подробнее
Если вам полезен архив М.Двача, пожертвуйте на оплату сервера.
https://cloud.mail.ru/public/73fK/FJZqa96rd
Малоизвестный десятиминутный шедевр Диснея. Про героя американского фольклора: негра, который состязался с паровой машиной - с предсказуемым результатом. Смерть героя сохранили, не стали диснеефицировать сюжет. Смерть даже не становится для зрителя неожиданностью - она задана изначально, рассказчица сообщает о ней с первой же минуты.
Мультфильм сделан с большой любовью. Получилась не просто супергеройская байка об одном могучем персонаже, но что-то довольно серьёзное об афроамериканцах вообще. Потенциал для этого был и в изначальной фольклорной версии, но тут его хорошо прочувствовали и усилили.
Здесь тот самый любимый советскими критиками "народный герой" вроде наших богатырей - выразитель надежд и чаяний большой группы, не гордый одиночка, а неразрывно связанный со своими сородичами, дух народа, воплощение многих людей.
Визуальный ряд в мультфильме в стиле пёстрых лоскутных одеял, многоголосое пение в стиле спиричуэлс (с солирующей губной гармошкой в сопровождении). Спиричуэлс, как ясно уже по названию, подразумевают духовный текст; а сильнее всего темнокожих американцев в Библии всегда трогали истории о пленении евреев — помните, "Let My People Go" ("Отпусти народ мой"), "By the Rivers of Babylon" (на текст из Псалтыри)... И мультфильм играет с библейскими ассоциациями. Первый раз словосочетание "promised land" появляется в нём неявной отсылкой - просто "обещали землю"; но второй раз "Promised Land" - это уже та самая ханаанская Земля Обетованная. Джон Генри ассоциируется с Моисеем, таким же героем, ведущим свой народ к свободе.
Для древнего грека нынешнее интернетное выражение "дохлый герой" было бы тавтологией: герой - уже и значит мёртвый. Герой - это могущественный покойник. Некто, кто был человеком и жил среди нас, а после смерти отчасти приблизился к божественному. Мы его помним, чтим, приносим жертвы, обращаемся с молитвами - не только в семейном кругу, как часть культа предков, но и значительно шире. Нечто вроде "святого" в христианстве; только "герои" не обязательно добрые и хорошие. Если грек говорит, что в его доме, похоже, завёлся герой, потому что молоко вечно скисает и дети всегда больны - так это примерно как "завелось приведение"; упырь, зловредный дух умершего.
Античный герой - вовсе не обязательно, как можно прочитать в глупых книжках "Древняя Греция для детей", результат любовной связи божества и смертного. Но всё же героем, конечно, становится далеко не каждый умерший. А только запомнившийся людям чем-то исключительным. Например, весьма необычной смертью:
> ...Клеомед из Астипалеи... был кулачным бойцом, но ему не повезло: участвуя в олимпийских играх в 496 г., он неправильным ударом убил своего противника, вследствие чего венок ему присужден не был. Вернувшись на родину с позором вместо ожидаемой чести, он обезумел и опрокинул столб, на котором держался потолок местной школы. Потолок обрушился и похоронил под собою учившихся детей. Преследуемый разгневанными гражданами, убийца бросился в храм Афины и, увидев в нем пустой ларец, спрятался в нем, захлопнув крышку над собой. Преследующие стали открывать ларец; это им долго не удавалось; когда же, наконец, под их руками крышка отскочила, в ларце не оказалось никого. Удивленные граждане сообщили в Дельфы о таинственном исчезновении преступника; им было, однако, отвечено:
> Астипалеец отсель Клеомед - из героев последний.
> Жертвами чтите его: непричастен он смертной уж доле.
> И пришлось астипалейцам соорудить капище тому, которого они хотели побить камнями.
Но в первую очередь - необычными, не свойственными заурядному человеку деяниями. Основателя города после смерти жители этого города чтили как героя-покровителя (для древних городов вроде Афин, чья история терялась во мраке веков, соответствующие персонажи были придуманы, для более новых - это реальные исторические личности). Можно понять, если вспомнить, какое значение греки придавали своим городам, святости человеческого общежития.
Впрочем, часто у героя - как в мультфильме у Джона - необычная смерть как раз и была результатом необычного, героического поступка.
Совершив нечто сверхчеловеческое, обычным людям не свойственное, - вырываешься из рядов обычных людей, становишься сверхчеловеком; обретаешь бессмертие в памяти потомков.
(Внятного объяснения, какова явно проглядывающаяся связь cлова "герой" и имени самого знаменитого из героев с именем жены его отца богини Геры, у специалистов по античности нет.)
Для древнего грека нынешнее интернетное выражение "дохлый герой" было бы тавтологией: герой - уже и значит мёртвый. Герой - это могущественный покойник. Некто, кто был человеком и жил среди нас, а после смерти отчасти приблизился к божественному. Мы его помним, чтим, приносим жертвы, обращаемся с молитвами - не только в семейном кругу, как часть культа предков, но и значительно шире. Нечто вроде "святого" в христианстве; только "герои" не обязательно добрые и хорошие. Если грек говорит, что в его доме, похоже, завёлся герой, потому что молоко вечно скисает и дети всегда больны - так это примерно как "завелось приведение"; упырь, зловредный дух умершего.
Античный герой - вовсе не обязательно, как можно прочитать в глупых книжках "Древняя Греция для детей", результат любовной связи божества и смертного. Но всё же героем, конечно, становится далеко не каждый умерший. А только запомнившийся людям чем-то исключительным. Например, весьма необычной смертью:
> ...Клеомед из Астипалеи... был кулачным бойцом, но ему не повезло: участвуя в олимпийских играх в 496 г., он неправильным ударом убил своего противника, вследствие чего венок ему присужден не был. Вернувшись на родину с позором вместо ожидаемой чести, он обезумел и опрокинул столб, на котором держался потолок местной школы. Потолок обрушился и похоронил под собою учившихся детей. Преследуемый разгневанными гражданами, убийца бросился в храм Афины и, увидев в нем пустой ларец, спрятался в нем, захлопнув крышку над собой. Преследующие стали открывать ларец; это им долго не удавалось; когда же, наконец, под их руками крышка отскочила, в ларце не оказалось никого. Удивленные граждане сообщили в Дельфы о таинственном исчезновении преступника; им было, однако, отвечено:
> Астипалеец отсель Клеомед - из героев последний.
> Жертвами чтите его: непричастен он смертной уж доле.
> И пришлось астипалейцам соорудить капище тому, которого они хотели побить камнями.
Но в первую очередь - необычными, не свойственными заурядному человеку деяниями. Основателя города после смерти жители этого города чтили как героя-покровителя (для древних городов вроде Афин, чья история терялась во мраке веков, соответствующие персонажи были придуманы, для более новых - это реальные исторические личности). Можно понять, если вспомнить, какое значение греки придавали своим городам, святости человеческого общежития.
Впрочем, часто у героя - как в мультфильме у Джона - необычная смерть как раз и была результатом необычного, героического поступка.
Совершив нечто сверхчеловеческое, обычным людям не свойственное, - вырываешься из рядов обычных людей, становишься сверхчеловеком; обретаешь бессмертие в памяти потомков.
(Внятного объяснения, какова явно проглядывающаяся связь cлова "герой" и имени самого знаменитого из героев с именем жены его отца богини Геры, у специалистов по античности нет.)
Вы видите копию треда, сохраненную 19 сентября 2018 года.
Скачать тред: только с превью, с превью и прикрепленными файлами.
Второй вариант может долго скачиваться. Файлы будут только в живых или недавно утонувших тредах. Подробнее
Если вам полезен архив М.Двача, пожертвуйте на оплату сервера.